Некоторые специалисты считают, что в Рунете рынок веб-аналитики еще не сложился и пока можно говорить только об отдельных услугах в этой сфере. Это конечно, не так. Сегодня рынок веб-аналитики Рунета входит в активную стадию роста, поскольку только в последние три года появилось несколько специализированных сервисов.
Несколько лет назад на российский рынок веб-аналитики стали выходить западные системы. Например, русскоязычную версию запустила американская система диагностики кликфрода.
Британская компания Bold Endeavours тоже работает в сфере услуг веб-аналитики. Мировые системы, такие как Google или Яндекс, также запустили русифицированные системы веб-анализа. Эта тенденция сопровождается появлением российских сервисов веб-аналитики, технологически близких к западным системам. Это, прежде всего, корпорация РБС, которая выпустила сервис WebVisor, созданный по образцу западного сервиса ClickTale.
В то же время пока еще нельзя говорить о том, что рынок веб-аналитики в Рунете уже окончательно устоялся и имеет только ему присущие черты. Интернет-пользователи только начинают интересоваться веб-аналитикой. Как нам кажется, это обусловлено общей популярностью веб-аналитики в Рунете. Но эта «эйфория» должна смениться четким пониманием важности и нужности веб-аналитики для любого сайта. Пока что Интернет-пользователи очень часто путают системы веб-аналитики с сервисами статистики посещаемости. Кроме того, приходится слышать вопросы о том, а зачем вообще нужно тратить время на веб-аналитику.
Ярким подтверждением такого положения вещей является тот факт, что по данным кампании SEO-Study.ru, услугами по веб-аналитике пользуются 20-25% от всех клиентов, заказывающих продвижение сайта. В то же время, примерно 30% клиентов, которые прошли обучающие курсы по продвижению сайтов, переходят на курсы по веб-аналитике. Это еще раз подтверждает неоднократно высказываемый нами тезис о том, что пользователи нуждаются в специализированных обучающих пособиях, (см. книги: «Веб-аналитика: шаг к совершенству», «Анализ сайта: справочник веб-аналитика), помогающих самостоятельно проводить анализ веб-сайтов.
Конечно, в Рунете многим пользователям вполне достаточно и бесплатного сервиса Google Analytics. Однако Google Analytics не предоставляет информацию, позволяющую осуществить поведенческий анализ посетителя на веб-сайте. Крупные коммерческие проекты в Рунете уже не ограничиваются Google Analytics и активно задействуют функциональные возможности западных систем веб-аналитики. К примеру, российский Интернет-магазин Ozon использует систему Omniture. Специалисты считают, что на сегодняшнем этапе Рунет крайне нуждается в популяризации веб-аналитики. Причем в популяризации достаточно активной, ведь основной потребитель услуг веб-аналитиков — онлайн-бизнес — в русскоязычном сегменте Интернета развивается в геометрической прогрессии.
Если проанализировать в Рунете некоторые блоги и форумы, то обсуждение веб-аналитики идет более или менее активно. Хотя, конечно, есть очевидные заблуждения и довольно наивные суждения. Это как пятилетний ребенок, увлекающийся сборкой пластмассовых авиамоделей, будет пытаться спорить с инженером-авиаконструктором. Когда в Рунете сформируется сообщество профессиональных веб-аналитиков, тогда продвижение их услуг пойдет активнее. Отдельным фанатам веб-аналитики, безусловно, труднее насытить информационное пространство Рунета PR-материалами, направленными на популяризацию веб-анализа.