«Модельная» история Элеоноры Платоновой, дочери одного из самых известных современных художников Игоря Снегура, являет собой практически классический образец рождения успешной модели. Около двух лет назад она отправилась по туристической путевке на неделю в Милан, где попала на показ одного итальянского модельера. Там к ней подошел немолодой человек, представился менеджером модельного агентства, которое работало на вечере, и предложил зайти пообщаться. На следующий день девушка пришла в модельное агентство Riccardo Gay – с этого момента и началась карьера Элеоноры в качестве модели. Интервью FG.RU (Fashion Guide).
— На следующий день я пришла в агентство Riccardo Gay, и он рассказал мне о работе и о том, как я могу себя попробовать в качестве модели. Vittorio предложил мне потрясающие условия, как мне тогда казалось: контракт, включающий гостиницу, подготовку портфолио, участие в показах молодых модельеров, съемки для рекламы и весь промоушен по продвижению на рынке, сначала на три месяца, потом, если все будет удачно, на полгода. О чем можно было еще мечтать? Обещание звездной жизни, огромные гонорары, интересная работа…
Стилисты стали искать мой образ. Меня обучили походке, фотографы сделали портфолио. И поскольку агентство оплачивало все это, то я работала каждый день и страшно уставала. Показы – это, как правило, на целый день – сначала репетиция, потом make up, и уже потом сам показ. Съемки – тоже целый день, около 10 часов. И потом итальянские фотографы работают очень быстро: я за каждый съемочный день в среднем теряю около 1,5-2 кг. Множественные кастинги. Строгие диеты, лишние калории, которые можно съесть на приемах – и менеджер, который строго наблюдает за всеми моделями, тут же просит модель пойти в дамскую комнату, и как говорится, два пальца в рот… Проблемы с кожей от не всегда качественных base под make up, проблемы с волосами. Лечебные процедуры, косметологи. Обязательное присутствие на некоторых вечеринках.
— С какими трудностями вы столкнулись после начала работы в Италии?
— Прежде всего с неожиданными для меня темпами работы, совершенно сумасшедшими. Были трудности с языком. Итальянцы говорят на английском очень своеобразно – не всегда понятно. А на съемках их речь вообще превращается в кашу с итальянскими выражениями. Они очень импульсивны и вспыльчивы. Многие девушки не выдерживали ни темпов работы, ни их вспыльчивости. Я поняла: с ними надо дружить; дать им почувствовать себя частью их семьи, показать им свою беззащитность, вызвав тем самым у них некоторое чувство «отцовской» ответственности. И тогда они становятся очень внимательными, начинают опекать и заботиться. Несколько уходит известная европейская отстраненность, когда каждый делает то, что считает нужным. Русских девушек очень любят за их восприимчивость, чувствительность, внимание, способность понять и сделать то, что необходимо для задачи.
— Каковы особенности модельного бизнеса в Италии? В чем его отличие от, скажем, московского, в существовании которого, впрочем, многие сомневаются?
— В очень грамотной организации. Они не привыкли тратить деньги впустую – если заключают с девушкой эксклюзивный контракт, то и заботятся о том, чтобы всегда была работа для нее. Это ведь и их деньги.
И потом, как и во всей Европе, если девушка удачно снялась в какой-то рекламе, и реклама становится популярной, за ней этот образ закрепляется. Они не любят ничего менять – закрепили, и потом используют и тиражируют определенный образ. Если девушка снимается в романтичном образе в рекламе косметики, и эта реклама удачна, то именно этот образ в дальнейшем и будет продаваться от компании к компании. В редких случаях девушку попросят быть еще какой-то, допустим «женщиной-вамп» в рекламе белья или меха. Возьмут лучше ту девушку, образ которой востребован на этом рынке. И потом, если реклама на косметическом или парфюмерном рынке удачна, то для модели менеджер начинает искать заказы только на этом рынке, потому что модель уже узнаваема и нравится. Удобнее продавать знакомое лицо, чем выдвигать на рынок что-то новое.
Хотя бывает по-разному. И потом, модели все и работают на подиуме, и снимаются в рекламе. Но есть те, кто больше востребован на подиуме: их чаще выбирают на кастингах для показов, и менеджер для такой модели уже ищет заказчиков для показов и каталогов. А есть те, кто больше снимается в рекламе, и тогда она реже появляется на подиуме, так как менеджер начинает искать для нее заказы на рынке рекламы. Я работаю на рынке парфюмерии и косметики, и у меня два устойчивых образа: романтичная, счастливая девушка и веселая, эпатажная Лолита.
— Сколько зарабатывает модель в Италии?
— Это очень индивидуально. Зависит прежде всего от раскрученности модели, от работы менеджера, от ее специфики. И между моделями цены за работу не принято обсуждать – это даже записано в контракте. Допустим, пять девушек участвуют в одном показе из одного агентства, но деньги за показ они могут получить разные: от 200 до 700 евро. Это зависит от контракта, отношений с агентством (наличия контракта, времени работы, личных отношений – я не имею в виду сексуальные, хотя и это тоже возможно), пристрастий модельера…
Также и со съемками. За первый свой съемочный день, который я работала для рекламы косметики, я получила 500 евро, сейчас за то же самое мне выплачивают 1,5 – 2 тысячи. 2 года работы, известность на рынке, востребованность имиджа на рынке парфюмерии и косметики, способность к различным эмоциям в одном образе (палитра эмоций), артистизм или его отсутствие под задачу, удобство работы с моделью (личные черты характера, послушность, не капризность, не надменность и т.д.), умение быстро и комфортно наладить совместную работу с незнакомыми людьми (фотограф, ассистенты и т.д.) – в сущности, искусство нравиться и влияет на гонорар модели.
— Где вы жили в Милане?
— Сначала я жила в гостинице, которую снимает агентство для моделей, приехавших из других городов или стран и имеющих с этим агентством контракт. В маленькой комнате, где нас было трое. Сейчас я прошу давать мне деньги, которые агентство ежемесячно выделяет мне на проживание, лично на руки, сама немного добавляю и сама снимаю комнату.
— Насколько опасно работать моделью в Италии?
— Работать не опасно, если быть абсолютно уверенным в агентстве, с которым заключаешь контракт. Наше агентство имеет очень хорошую репутацию на рынке, оно известно, и вполне заслуженно. И таких агентств много в Милане, они имеют хорошие контакты почти со всеми крупными городами: с Парижем, с Москвой, с Лондоном, Нью-Йорком, с другими городами. И если модель переезжает по каким-то причинам (контракты, отдых и пр.), то в любом городе ее подхватывает агентство, с которым сотрудничает Riccardo Gay, и продолжает раскручивать модель и продвигать ее на рынке. И это вполне реальная вещь – я это знаю по своему личному опыту. А если это агентство непонятно какое, и четко в контракте не оговаривает, что именно должна делать модель, то это, как правило, шарлатаны. Их стоит опасаться – слишком велика вероятность оказаться в публичном доме, или работать в порно. Как отличить настоящее агентство от шарлатанов?
1) по его известности на рынке;
2) по сайту (в настоящем более открытая, детальная и подробная информация о работе агентства; сайт двуязычный и указаны его отношения с другими агентствами, их тоже можно найти в сети и справиться о том, в которое хочет попасть девушка);
3) по контракту.
— Были ли у вас или ваших знакомых моделей какие-то неприятные ситуации, в том числе сексуальные домогательства?
— Неприятные ситуации, конечно, бывают. Могут быть рабочие неприятные ситуации, когда у модели и фотографа не складываются на время съемок отношения. Трудно хорошо сделать работу, когда фотограф бессознательно делает неудачные ракурсы не нравящейся ему девушки. А это можно считать провалом для модели – неудачная реклама бьет по карманам и репутации заказчика, модель может «слететь» с рынка. У модели и стилиста могут не сложиться отношения (причина, как правило, надменность и заносчивость того или другого) – и тогда в пудре может оказаться мелкое стекло, которое оставит шрамики на лице, в самый неподходящий момент булавка во время показа вопьется в спину, сломается каблук. Я это видела, правда, очень редко.
Бывают другие трудности: когда после съемочного дня звонит менеджер и обязывает быть на кастинге. А это значит, что в полуживом состоянии нужно куда-то тащиться и быть, что называется, «в форме». Девушки иногда от перегрузок и чрезмерных диет, отсутствия правильного комплекса витаминов теряют сознание, зарабатывают разные проблемы с желудком. Это основные трудности. А сексуальные проблемы… Те, кто их не хочет иметь, их не имеют. А те, кто хочет – имеют.
Понятие «сексуальные домогательства» отсутствует, если девушка работает в хорошем агентстве. Это Европа, и девушка защищена контрактом и законами страны. Если девушка вызывающе ведет себя на вечеринке после показа, пытаясь, что называется «зацепить денежный мешок», сама решает провести с ним ночь, то ее репутация за ней бежит.
Итальянцы очень религиозный народ, и подобного рода вольности совсем не приветствуются, об этом быстро узнает вся fashion-тусовка. Девушка, конечно же, начинает постоянно попадать в дурацкие ситуации: ее могут пригласить на экстремальную вечеринку в особняк миллионера, в котором предполагаются групповые сексуальные развлечения; ей предлагают контракт на показ или съемки, в котором стоит очень высокая сумма гонорара, значительно превышающая ее обычную ставку, и, соответственно, предполагающая сексуальные услуги заказчику и т.д. Если она готова на все это, и она это делает, то у нее нет и не может быть претензий по поводу того, как складывается ее карьера.
Сейчас давно уже не шлепают моделей по попе. Это время ушло. Хотя всегда по-разному, я пару раз встречала несколько прохладное и пренебрежительное отношение. Но это зависит от человека: когда человек понимает, что ты не просто красива, но в тебе есть какие-то человеческие качества, которые ему близки, ты умна, то отношение быстро меняется. Словом, отношение к модели в агентстве, отношения заказчиков и на вечеринке – это ситуации, которые модель создает сама. И нельзя обвинять заказчиков в сексуальных домогательствах, которые включают в гонорар сексуальные услуги модели, если она знает об этом, и соглашается на это. Модель сама несет ответственность за последующее отношение к ней – сама дала повод и спровоцировала ситуации.
— Может ли модель в Италии работать одновременно в нескольких модельных агентствах, как это обычно бывает в Москве?
— Это очень индивидуально. Если у нее с агентством заключен эксклюзивный контракт, то нет – эта модель продается только через определенное агентство, и она не имеет права по контракту получать напрямую заказы от другого агентства. Она может перейти в другое агентство после того, как закончится предыдущий контракт. Это случается, когда модель востребована на рынке и ее хочет заполучить к себе другое агентство за более высокие гонорары. Если контракта нет, то девушка может условно числиться в агентствах, и ее могут приглашать на разовые работы, кастинги и т.д.
— Много ли русских моделей в Милане?
— Да. Русских моделей много везде: в Милане, в Париже.
— Сколько ведущих модельных агентств в Милане?
— В Милане много агентств, среди которых около десяти крупных. В каком-то смысле у них есть специализация. Каждое агентство держит 2-3 рынка, они пересекаются, потому что не всегда в агентстве есть именно те девушки, которые нужны заказчику. Заказчики могут обратиться в поисках нужных моделей в 2-4 агентства. Бывает и по-другому. Рекламное агентство, которое занимается всеми кампаниями какой-то фирмы, имеет контракт с определенным модельным агентством, и именно в нем находит необходимую модель. Мое агентство работает на рынке парфюмерии и косметики, а также в моде (каталоги, журналы, показы).
— Есть ли у вас агент, который находит работу? Или как происходит поиск новой работы?
— Да, есть агент, который именно для меня ищет работу. Как правило, один агент ведет не одну, а несколько девушек. Он рассылает композитки по компаниям, которые намереваются делать новую рекламную линию, по рекламным агентствам, по журналам, фотографам, которые работают с журналами, студиям и т.д. Он подчеркивает специфику, выделяет основные черты модели, умеет ее пиарить, сопровождает модель на встречу с заказчиком, выбирает ей стиль для обеда с заказчиком и т.д. Иногда в агентство приходит запрос на определенный образ, и агенты рассматривают его и решают, подходит ли это для тех девушек, которых они курируют, или нет.
[fds_image num=4 align=right alt=»Элеонора Платонова»>- Есть ли на итальянском рынке жулики от модельного бизнеса, которые строят «бизнес», например, на съемке портфолио и не дают реальной работы?
— Жуликов, наверное, как и везде, много – это свойства характера, а не национальности. Но они, как правило, выдают работу в публичном доме или работу для порно за модельный бизнес, пытаясь затягивать девушек из других стран в свою компанию.
По поводу портфолио. Глупо снимать портфолио непонятно у кого, а потом искать заказы в другом агентстве. Именно в агентстве, которое заинтересовано в девушке, подбирают и образы, и возможности востребованности на том или ином рынке, в зависимости от ее внешности, от тенденций на рынке и т.д. Они снимают тот образ или ряд образов, которые потом намереваются продавать. При создании образа из девушки не лепят что попало, а смотрят на внешность, на способности, и на основе множества факторов создают нечто такое, что потом продают. Там не принято просто снять девушку в разных ракурсах с начинающим стилистом, который по своему неумению и незнанию рынка сделает какой-нибудь дурацкий make up, на свой собственный вкус, ни объяснив ни настроений, которые она должна продемонстрировать перед камерой, ни вообще, что именно она должна делать перед камерой. Я видела в Москве много портфолио, которые напоминают любительские фотографии, на которых непонятно, что именно демонстрирует девушка. Просто сексуальность – это хорошо, но это не четкий образ. Он может быть везде, а значит нигде. Нужна четкость и понятность. Когда нечеткий образ, тогда европейцам, например, трудно подобрать для него рынок. Должно быть все предельно просто и понятно: девушка может быть такой и такой, а ни какой-то другой, или пятой или десятой. Косметика и парфюмерия – своя специфика (стиль, выраженные в одежде, позе девушки и т.д.), определенный физический тип, настроения, образы в рекламе и т.д. Меха – другие образы и специфика, нижнее белье – другие и т.д.
— Сколько стоит в Милане съемка портфолио?
— Если девушка делает сама себе первичное портфолио, а именно такое и нужно, чтобы попасть в агентство, то это около 1000 евро. И как правило, девушка уже изначально знает в какие именно агентства (2-3) она хочет попасть, и находит фотографа который сотрудничает со всеми этими тремя агентствами и именно у него снимает. Портфолио – это около десяти образов. Пятнадцать разных образов – это уже профессиональное портфолио модели, которая работает на рынке, и которое складывается у нее в процессе работы (обложки журналов, рекламные плакаты, фотографии с показов, в зависимости от рынка модели).
— Сколько платят за работу на подиуме и на съемке?
— Цены на подиуме колеблются в среднем от 200 до 700 евро. Я не имею в виду очень известных моделей – у них индивидуальные гонорары. Цены за съемочный день в среднем от 500 до 2000 евро.