Быть моделью в России сложно — много обманщиков и очень, очень мало настоящей работы. Поэтому неудивительно, что существует миф о том, что за границей (и прежде всего в Америке) стать хорошо зарабатывающей моделью легко. Истории о девушках, ставших богатыми и знаменитыми в одночасье не дают покоя юным российским мечтательницам.
Но на самом деле быстро и легко добившихся признания моделей и на Западе очень немного, и западный модельный бизнес не намного «чище» российского. Большинство моделей, приехавших на Запад, ждет не легкая жизнь, а долгий и тернистый путь к мечте, полный невыдуманных трудностей и проблем.
Со многими из них столкнулась наша героиня, русская модель Вероника, — и сегодня мы открываем цикл статей о ее приключениях в Америке. Это настоящая невыдуманная детективная история, эксклюзивно рассказанная Fashion Guide самой Вероникой и фотографом, работавшим с ней. Перед вами открывается «темная» сторона модельного бизнеса Америки.
Добавим также, что публикация этого материала вряд ли была бы возможна в каком-либо американском журнале — это вызывало бы скандал, подрывающий все устои американского модельного бизнеса.
Как все начиналось
Знакомство Вероники с модельным бизнесом началось в Эстонии в первой половине 90-х. Она прошла курс косметологии и приобрела первые необходимые модели навыки, а чуть позже обратилась в модельное агентство, сделала себе несколько фотографий для портфолио и даже была отобрана для съемки. Но в то время в России и Эстонии работы для моделей было еще меньше, чем сейчас, и ей пришлось временно отказаться от мысли стать моделью.
Вот как об этом времени вспоминает Вероника:
«Когда я была подростком в Эстонии, то решила попытать счастья — взяла фотографии из семейного альбома и пошла в первое агентство в своей жизни, переполненная энергией и в ожидании чуда.
Агентом была девочка из моей школы Юлия Михайлова, которая работала ди-джеем на Эстонском радио, а позже переехала в Москву и стала ведущей на радиостанции «Европа +». Юля не соответствовала моим представлениям об агентах, она была дружелюбна и старалась помочь. Она сказала, что прежде всего мне нужно сделать профессиональные снимки и познакомила меня с профессиональным фотографом. Им оказалась женщина, которая потратила около двух часов на работу со мной в студии.
Через неделю мне позвонили из агентства. Фотографии были готовы! Я побежала посмотреть их, и, помню, сердце у меня билось, как сумасшедшее.
Фотографии были черно-белыми, и они показались мне хорошими, по крайней мере для первого раза. Но Юля думала иначе. «Фотограф не сделала ни одной фотографии в полный рост, а это значит, что для модели у тебя излишний вес», — примерно так сказала она. Мое сердце было разбито. Я почти плакала, и Юля это видела.
«Юля, — со слезами на глазах спросила я, — есть ли у меня хоть какой-то шанс стать моделью?» Она посмотрела мне прямо в глаза и сказала: «Шанс есть почти у всех, но мало кто использует его». Эти несколько слов подарили мне надежду и вдохновение, и я решила не бросать попытки добиться успеха в модельном бизнесе».
Кстати, несмотря на то, что прошло уже пять лет, эти слова поддерживают меня и сейчас. И я верю, что если кто-то действительно чего-то очень сильно хочет, он обязательно добьется этого».
Через несколько лет Вероника приехала в Америку, и поселилась в Коннектикуте, пятидесяти милях от Нью-Йорка, который является крупнейшим центром моды не только Америки, но и мира. Столкнувшись лицом к лицу с бурлящим миром моды, Вероника вспомнила о своей мечте, и решила начать карьеру модели еще раз. Но ее подстерегало множество ловушек…
Первые трудности
Казалось бы, все очень просто: нужно сделать несколько профессиональных фотографий, пойти в ближайшее модельное агентство и после этого с вами, вероятно, заключат контракт и будут раскручивать. Но на самом деле это не совсем так и с самого начала своего пути в Америке Вероника обнаружила, что большинству людей нужна не она сама, а ее деньги.
Первое агентство, в которое обратилась Вероника, было довольно известным и имело отделения во многих городах США, в том числе и в Коннектикуте, в котором она жила. В агентстве ей сказали, что у нее есть все шансы стать моделью и хорошо зарабатывать, но для этого ей необходимо пройти курс обучения, который будет стоить около тысячи долларов. Вероника сказала, что не хочет учиться на курсах, но ей возразили, что если она не откажется, то для нее не смогут найти работу. И Веронике ничего не оставалось, как записаться на курсы.
Она готовилась к своему первому занятию, когда по счастливой случайности встретила модель, которая открыла ей глаза: в Америке не нужно учиться на курсах, чтобы найти работу модели; таким образом агентства-обманщики выманивают у девушек, мечтающих стать моделями, их деньги.
Вероника рассказывает об этом так:
«Я решила, что мне не нужно сразу пытаться найти работу в Нью-Йорке и договорилась о встрече в модельных агентствах Коннектикута. Такое решение казалось мне верным, но привело к двум из самых моих больших ошибок.
Первое собеседование прошло в Центре карьеры моделей («Modeling and Career Center»), носившем известное имя. Женщина, которая разговаривала со мной, расточала мне комплименты, но сказала, что мне необходимо пройти их курсы прежде, чем они смогут найти работу. И цена курсов была тысяча триста долларов! Казалось, что выбора у меня не было, и я достала нужную сумму.
Для занятий нужно было иметь собственную косметику, и я пошла в бутик Chanel, расположенный в торговом центре Macy»s, чтобы ее купить. Пока я пыталась определиться с типом и цветами косметики, я познакомилась с продавщицей, которая была родом из Латвии. Мы разговорились, и я рассказала ей, для чего мне нужна косметика. Глаза у нее округлились, и она сказала: «Вероника, пару лет назад я работала моделью в Нью-Йорке и уверяю тебя, что не нужно учиться на курсах, для того, чтобы стать моделью».
Я немедленно пошла в агентство, и мне повезло, я смогла полностью вернуть свои деньги. Но на самом деле это мало кому удается. Из случившегося со мной я сделала важный вывод: за громкими названиями порой скрываются обманщики, которые отбирают у моделей деньги, не предлагая ничего взамен».
Снова обман!
Следующее агентство, в которое обратилась Вероника, казалось более честным. Оно было достаточно известным в США, и его работники не ставили обязательным условием обучение на их курсах. Они пошли другим путем. В агентстве Веронике сказали, что ей необходимо сняться у их фотографа и использовать их типографию для печати композиток* и запросили за это с Вероники несколько сотен долларов.
Позже Вероника узнала, что это второй тип «агентств», которые зарабатывают деньги не тем, что ищут работу моделям, а тем, что обирают их.
Вероника вспоминает об этом так:
«Следующее агентство, в которое я пошла, также носило известное в США имя. Сначала в агентстве мне также предложили пройти курсы, но в эту ловушку я уже попадалась и повернулась, чтобы уйти, когда менеджер остановила меня. Она сказала мне, что «на самом-то деле вы неплохо смотритесь» и для начала работы мне будут нужны только портфолио и композитные карточки, которые их фотораф и типография могут сделать для меня за небольшую сумму.
Я была довольна. Я знала, что для работы мне действительно необходимы портфолио и композитки, и согласилась, заплатив триста долларов. К моему удивлению съемка состоялась лишь через месяц, и вместе со мной снимались еще несколько девушек. В этом не было бы ничего страшного, если бы каждой из нас фотограф не уделил бы всего по пятнадцать минут.
Еще через три недели я получила снимки с запиской от фотографа. Он расточал мне комплименты и сказал, что если я приду еще раз, он снимет больше фотографий бесплатно. Я пришла. Результаты были значительно лучше, наверное, потому что на фотографа не давила необходимость снять еще десять человек. Я отдала фотографии в агентство, и заплатила еще триста долларов за композитные карточки. Мне обещали, что они будут готовы через две-три недели.
Но ждала я все лето. Нельзя сказать, чтобы терпеливо, но ждала. Наконец мне привезли пакет с композитками. Когда я вскрыла его, то вместо обещанных трехсот карточек, обнаружила всего лишь девяносто восемь. Но если бы дело было только в количестве: качество композиток было ужасным. Просто ужасным! Очень, очень, очень плохим. Не буду говорить о своих чувствах, но тогда я выучила новое выражение по-английски: «portfolio mill», что примерно можно перевести как поточное производство портфолио очень плохого качества исключительно с целью зарабатывания денег. (Вероятно, со временем это определение приживется и в России.)
Таким образом во втором агентстве я потратила шестьсот долларов и уйму времени, взамен не получив ничего, кроме расстроенных нервов и грязных картонных карточек».
Как распознать обманщиков
В любом городе Америки, не являющимся центром индустрии, таким как Нью-Йорк или Лос Анжелес, есть обычно только одно-два реально работающих модельных агентства, хотя может быть в десятки раз больше фирм, называющих себя таковыми. Как вы уже знаете, большая часть этих «агентств» существует с целью заполучить деньги моделей, а не с целью найти для нее заказы.
Перечислим несколько признаков недобросовестных агентств:
1. В офисе агентства находятся предметы, используемые для обучения моделей: подиум, учебные комнаты, фотостудия и т.д.
2. Агентство проводит занятия или семинары со своими моделями за плату. (Кстати, если у вас просят деньги за что-либо кроме портфолио и композитки, насторожитесь.)
3. Агентство настаивает на том, чтобы модели пользовались услугами их фотографов.
4. Агентству все равно, с кем работать. Приведите с собой подругу с заведомо «немодельными» данными и посмотрите, примут ли ее.
5. На вопрос: «Где и как часто работают ваши модели?» — сотрудники агентства не отвечают. Настоящее, «работающее» агентство обычно находит в месяц для своих моделей заказов на десятки тысяч долларов и обычно сотрудники таких агентств с готовностью рассказывают моделям о своих клиентах и журналах, с которыми они сотрудничают. Также насторожитесь, если в агентстве произносят названия только неизвестных компаний.
6. Основная деятельность «агентства» заключается в поиске моделей.
7. Если агентство находит работу для своих моделей, то чаще всего она состоит в привлечении посетителей на выставках и конференциях, услугах эскорта или в чем-либо подобном. Обычно это малооплачиваемая работа. Многие настоящие агентства на такую работу не соглашаются.
Обращаем внимание также на то, что отделения известных агентств в небольших городах, работающие по франчайзинговой системе, иногда зарабатывают деньги в основном за счет школ, съемки портфолио и других видов деятельности, направленных на то, чтобы отобрать у моделей их деньги, а не на то, чтобы найти им работу. Таким образом, имя не всегда гарантирует, что это «настоящее» агентство.
Кто еще может обмануть модель?
Многие модельные агентства проводят акции под названием «Model Search» («Поиск моделей») во многих городах Америки. Представители агентств съезжаются со всей страны в какой-либо город, где проводится такой конкурс. Многих начинающих моделей такие конкурсы привлекают: вместо того, чтобы самой обходить агентства и искать тех, кто ей заинтересуется, модели нужно лишь принять участие в конкурсе.
Многие расценивают такие конкурсы как хороший старт для карьеры модели. Звучит хорошо: моделей «отберут» для посещения конкурса и у них создастся впечатление, что этот «отбор» очень важен для их будущей карьеры. Однако участие в подобных акциях может стоить от сотен до тысячи и более долларов. За это модель получает право посещать семинары, встречаться с представителями модельного бизнеса и шанс быть выделенной кем-либо из них. Но это только шанс.
Очень часто расходы не оправдывают себя. В лучшем случае десять-двадцать из сотен «отобранных» девушек будут действительно обладать потенциалом, необходимым, чтобы стать успешной моделью. Но если отобрать для семинаров только этих нескольких человек, то вырученной суммы не хватит на покрытие всех расходов агентства. Поэтому организаторы «отбирают» сотни девушек, которые заведомо не имеют никаких шансов.
Еще один способ получения денег с девушек, желающих стать моделями, состоит в том, что агентство собирает девушек по всей стране и привозит их в крупные агентства на собеседование. За определенную сумму девушкам предоставляется возможность пройти краткое собеседование. При этом шанс, что с ними подпишут контракт, очень мал.
Еще опасность потерять деньги исходит со стороны фотографов, которые предлагают съемку для портфолио. Какие же здесь могут быть подвохи? Многие из фотографов понятия не имеют, как должны выглядеть высококачественные фотографии для портфолио. Они просто хотят заработать денег и получить фотографии, которые сами могли бы потом продать (чаще всего это фотографии моделей в обнаженном виде).
Как правило, после таких съемок модель не получает ничего, что положительно отразилось бы на ее карьере. Лучший способ защититься от таких горе-фотографов — пользоваться услугами профессионалов, которых порекомендовало «настоящее» агентство. Правда, такие услуги очень дороги. Но есть и другие возможности получить фотографии для портфолио, о которых мы расскажем в одном из следующих материалов.
Коротко заметим (этому будет посвящен также отдельный материал), что большие опасности подстерегают моделей и в Интернете. Любая модель, рекламирующая себя в Сети, столкнется с тем, что к ней обращается множество «агентов» и «фотографов», которые захотят, чтобы она прислала им свои гламур- фотографии. (Наверное, вы знаете, что в Сети популярны именно такие фотографии — обнаженных моделей, моделей в бикини и белье.) В предложениях будет говориться о том, что, получив фотографии в белье они смогут лучше понять, подходит им модель или нет.
Однако за такими агентами и фотографами, как правило, скрываются охотники за бесплатными фотографиями, которые они могут либо разместить на своем сайте, либо на каком-либо другом ресурсе, имеющим отдаленное отношение к модельному бизнесу.
Единственная защита для модели здесь — быть очень осторожной и проверять репутацию того человека, который прислал предложение, или сотрудничать с надежными ресурсами. В противном случае модель рискует обнаружить свои фотографии по всему Интернету на тех сайтах, где она никогда не хотела бы их видеть.
Вероника столкнулась со многими из перечисленных выше проблем. Поэтому ее первый совет начинающим моделям: будьте осторожны и разборчивы в отношениях с людьми, работающими в модельном бизнесе; слишком мало людей искренне действуют в интересах модели.
В следующем материале — рассказ о том, как Вероника делала себе портфолио.
*Композитная карточка (композитка, ZED-карта, Z-карта, индекс-карта, сет-карта) — это визитная карточка модели, содержащая 3-4 качественных фотографии модели, ее имя, адрес, телефон, название агентства, которое ее представляет, и характеристики модели: рост, вес, цвет глаз, цвет волос, размер одежды и обуви.
Композитки бывают двух- или четырех-сторонние (сложенные пополам), черно-белые или цветные. Они распространяется среди возможных клиентов в целях получения заказов на работу.