«Мода и стиль в фотографии»: подводя итоги

И в заключение нельзя не отметить, что фестиваль «Мода и стиль в фотографии», уже традиционно организованный Московским Домом фотографии, не удался бы без помощи компаний Bosco di Ciliegi, Kodak, «Аэрофлот» и «Руст Инк».В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» в «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре, «Галерее А3» и на третьем этаже ГУМа представлены авторские проекты российских фотографов. Наиболее интересные из них – работы Владимира Клавихо и Сергея Чиликова. Все выставки фестиваля работают до конца мая.

Среди представленных журнальных проектов проводится конкурс на лучшего российского fashion-фотографа. Организационные подробности проведения конкурса окутаны тайной. Жюри еще не объявлено, известно лишь, что в него не могут входить главные редактора журналов, выставляющих свои проекты на «Моде и стиле». Имя лучшего fashion-фотографа этого биеннале назовут в конце мая, на закрытии фестиваля. На прошлом фестивале в 1998 г. им стал Владимир Фридкес.«Глянцевые журналы являются в нашей стране стимулом для развития fashion-фотографии, потому что фотограф работает прежде всего на заказ», — считает арт-директор фестиваля Ольга Свиблова. За последние пять лет уровень российских fashion-фотографов значительно вырос и в этом большая заслуга глянцевых журналов, являющихся в большинстве своем русскими изданиями западных аналогов. По мнению Эвелины Хромченко, «любой фотограф, будучи подвержен тюнингу журнала, подвергаясь очень жесткому фоторедакторскому отбору в состоянии выдавать хорошую, интересную, активную картинку».[fds_image num=4 zoom=2 align=right]Современная российская fashion-фотография ярче всего представлена в Музее Современной истории России (ул. Тверская, 21), где 25 популярных глянцевых журналов выставили более 30 fashion-съемок, сделанных российскими фотографами в 1999-2001 гг. Сейчас фотосерии можно спокойно рассмотреть, тогда как на открытии это удавалось с трудом – больше половины проектов к моменту разрезания красной ленточки не были развешаны.Закончить ретроспективу классиков фотографии моды рекомендую посещением Московского Дома фотографии (ул. Остоженка, 18), где можно насладиться образами легенды послевоенной американской fashion-фотографии Лиллиан Бассман, иногда словно нарисованными тушью, и перенестись в Париж на рубеже XIX и ХХ веков, не спеша разглядывая пожелтевшие снимки мэтра французской фотографии Эжена Атже.Из «Нового Манежа» лучше всего отправиться в галерею «На Солянке» (ул. Солянка, д. ½, стр. 20), где расположена экспозиция собрания работ историка моды, профессора Ф.К.Гундлаха «Поза как язык тела». На выставке представлены фотографии, созданные им за тридцать лет работы fashion-фотографом, начиная с 50-х и заканчивая 80-ми годами прошлого столетия. На открытии профессор сказал: «Я был очень рад увидеть выставку «Метаморфозы модели». В моде меняется не только фасон платья, но и роль модели, ее поза, жестикуляция, мимика». Что приятно, каждой фотографии сопутствует небольшая табличка с комментариями и пояснениями. Таким образом, зрителю становится понятней история моды, рассказанная «языком тела».Не должна остаться без внимания и соседствующая с Дуано выставка «Метаморфозы модели» из собраний Национального фонда современного искусства (Франция) и Европейского Дома фотографии (Париж). Как менялась роль модели с течением времени, как воспринимали ее фотографы? «Модель предстает нам идеализированной и недоступной – волею Ирвина Пенна, в то время как Питер Линдберг ее превращает в центральный персонаж повествования…»Рядом с «Мануфактурой» в залах «Нового Манежа» расположена замечательная выставка «Робер Дуано. Путешествие по веку». О «человечном фотографе» Робере Дуано можно говорить, сколько хватит дыхания, выражая свою любовь к его работам и признательность директору МДФ Ольге Свибловой за то, что она привезла в Москву одного из лучших фотографов Франции. Но никаких слов не хватит. Придите и посмотрите, пока это возможно.А вот мнение директора выставочного зала «На Солянке» Вадима Гаршина: «Мануфактура» — проект очень интересный. Я не в восторге от формы подачи, мне не очень понравились эти колонны, они несколько подавляют саму фотографию, которая находится как бы «внутри». Но в принципе сам проект очень интересный, и очень любопытны «катушки» – работницы мануфактурных фабрик – которые участвовали в открытии, раздавали пресс-досье. А Motif’s мне нравится меньше из-за компьютерной обработки. Все ж таки это не совсем фотография, это уже другое искусство – дизайн, арт-дизайн».«Люди, которые делали это в Париже, выложились полностью и целиком, потому что они знали, на что они идут, — делится впечатлениями главный редактор журнала l’Officeil Эвелина Хромченко, – Кроме всего прочего, конкуренция там значительно более активна, нежели здесь. Во Франции относятся более вдумчиво и трепетно к тому, что будут демонстрировать в музее. Французы вылизали свои картинки максимально. Может быть, разница с «Мануфактурой» связана с тем, что на «Мануфактуре» для участников было не совсем понятно, что подразумевают организаторы, сколько выделено времени и так далее. Хотя это идея кажется простой, многоступенчатая реализация заслуживает полного уважения. Боков (куратор проекта – А.К.) – молодец. Я считаю, что если он довел эту идею до логического конца, нашел помощников, спонсоров, заставил огромное количество людей поучаствовать в этом проекте, ему можно только поаплодировать. Но поскольку все первое наиболее ругаемо, ему, естественно, и досталось.»Я попросила сравнить Motif’s и «Мануфактуру», и вот что мне сказали. «Motif’s — выставка прежде всего фотографии, а изображение, создается такое впечатление, многие обработали на компьютере, — сообщил историк моды, классик немецкой fashion-фотографии Ф.К. Гундлах, — А «Мануфактура» – это больше хеппенинг. Можно сказать, что это художественная инсталляция, а фотография в ней проходит краешком. Основное – это материал, драпировки, то, что в Германии называется mix-media.»Идея Motif’s перекликается с идеей российского проекта «Мануфактура», представленного в «Новом Манеже» (Георгиевский пер., 3). Только у нас все гораздо «скромнее». Одиннадцать русских художников разработали рисунки для ткани и расписали ими лен и хлопок; одиннадцать дизайнеров сделали из расписанной ткани свои костюмы; одиннадцать fashion-фотографов запечатлели их на пленке.В рамках проекта Motif’s по инициативе Флавио Норвенья тридцать творческих групп должны были представить свое видение жизни одного из Домов Высокой Моды, своеобразную фотометафору Дома.Вторую часть «Материи грез» можно посмотреть в Манеже, где также выставлены последний проект Сары Мун Still («Застывшие») и французский проект Motif’s. Фотографии Сары Мун описать сложно. В них либо находишь что-то свое, либо нет. Они настолько специфичны, что долго и внимательно рассматривать их сможет не каждый. Это зазеркалье, в котором оживает кукольная плоть, а человеческое лицо становится похожим на маску. Кто-то назвал фотографии Сары Мун восхитительными. На мой взгляд, им больше подходят такие слова как «необычные», «нестандартные», «самобытные».Еще дальше, уже почти у выхода, представлена первая часть выставки одного из самых известных современных французских фотографов Жерара Юфера «Материя грез-I». Жерар получил мировую известность благодаря серии снимков крупнейших оперных театров мира, сотрудничает с множеством авторитетных изданий, имеет международные премии и награды. «Материя грез» – его дебют в fashion-фотографии. И дебют просто потрясающий! Юфера не работает с моделями в студии, а наблюдает за ними, подстерегает их за кулисами крупнейших Домов моды Франции. Юфера фокусируется не на платье и даже не на модели. Он как будто не замечает их, смотрит куда-то мимо, и при этом четко фиксирует детали гримерки, коридора или декораций подиума. Фотографии Юфера очаровывают, показывают моду не с подиума, а из-за кулис, представляют общее через детали.Чуть дальше разворачивается выставка «История ГУМа». На фотографиях неизвестных авторов запечатлена жизнь торгового дома с момента самого его основания, когда он еще назывался Верхние Ряды. В истории магазина, построенного в 1890-92 гг. по проекту московского архитектора Александра Померанцева, было и закрытие в начале 1920-х годов, когда в здание въехало множество мелких бюрократических контор, и угроза сноса ГУМа по решению Политбюро в 1953-м… На фотографиях запечатлены первые посетители ГУМа, оформление его витрин, покупатели и показы. Большинство снимков датированы пятидесятыми годами.Любители фотографии начала ХХ века оценят собрание работ Александра Гринберга, одного из самых ярких и талантливых выразителей стиля пикториальной фотографии. «Пикториализм с его ориентацией на живописные каноны, установкой на непредсказуемость и уникальность фотоотпечатка, получаемого в ходе сложной технологической обработки негатива и позитивного изображения, был удивительно созвучен атмосфере «серебряного века» и мистическим умонастроениям, столь характерным для России на рубеже веков», — дает историческую справку сопроводительный текст к экспозиции.На первом этаже первой линии крупнейшего торгового центра Москвы – ГУМа — представлены три выставки.Второй Московский Международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии», который можно без преувеличения назвать грандиознейшим событием культурной жизни столицы, подходит к концу. Искренне жаль, если кто-то из вас еще не посмотрел на выставленные работы — на восьми крупнейших площадках столицы представлены ретроспективы легендарных мировых и российских фотографов, а также современные модные фотопроекты, явившиеся событиями для России и Франции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
melnes.ru
Добавить комментарий