К югу от Авиньона, 20-30 минут по шоссе, расположены три интереснейших места, мимо которых нельзя проехать. В Тарасконе, на родине незабвенного Тартарена, стоит огромный замок доброго короля Рене, XV века, также полностью сохранившийся, только разграбленный.
Ле Бо, крепость и городок на холме среди суровых скал, вдохновлял Данте; там я видел самые изящные керамические изделия, не говоря уже об огромном разнообразии душистых трав с провансальских лугов.
Наконец, Сен Реми стоит того, чтобы провести там добрую часть дня. К величайшему сожалению, кафе Арт, вопреки справочнику, во вторник не работало, и я не смог отведать там лягушачих лапок, которых так расхваливал Ван Гог. Зато посещение лечебницы, где гениальный художник провел последний и самый плодотворный год своей жизни, оставило неизгладимое впечатление.
Та же обстановка, тот же пейзаж с синими ирисами. В вестибюле устроена выставка художественных работ, выполненных нынешними пациентами. Напротив лечебницы парк с римскими руинами, а в средневековом центре указатель выведет вас к дому, где родился Нострадамус. Я давно уже не путешествовал по местам, где столько много разных запахов. В августе будет цвести лаванда, продающаяся в засушенном виде в магазинах в таком количестве, что сила запаха, по моей оценке, достигает 600-650 микротопоров. Про каштаны я упоминал.
В Фонтен де Воклюз наломал веток цветущей сирени, которые стояли потом в гостиничном номере. В последний день пребывания во Франции с утра по телевизору показали горшочки с ландышами, поступившие в продажу к Первому мая. Я купил два горшочка по 15 шекелей в соседнем магазинчике и привез с собой знакомым на зависть и соседям на удивление. Ландыши пахли еще недели две, а теперь от них остались луковицы. Глядишь, еще расцветут.