Когда я только приехала в Италию, в Неаполь, то сразу почувствовала себя каким-то марсианином, ну может не совсем марсианином, ведь люди они везде люди и выглядят похоже ( в отличие от представителей внеземных цивилизаций) – две руки, две ноги, голова.
И тем не менее я была не похожа на местных. На фоне смуглых, черноволосых местных жителей человек с восточно-европейским типом лица – это белая ворона. Сразу уточняю, что речь идёт о событиях десятилетней давности, а в ту пору наш народ только начинал покорять апеннинский полуостров.
Конечно, мелькали то тут, то там лица славянской национальности, но знаменитая площадь Гарибальди в Неаполе ещё не напоминала киевский майдан.
Ну так вот, я приехала. Приехала не куда-нибудь, а именно на Гарибальди. Встретили меня земляки, к которым я и ехала и, усевшись на электричку, я понеслась в новую жизнь.
В окне мелькали апельсиновые, мандариновые, лимонные рощи, вечно зелёные растения, коих здесь полно. Из серого, унылого украинского декабря я вдруг попала в такой апельсиново-мандариновый, зелёный декабрь итальянский.
Мы наконец-то прибыли в пункт назначения, то есть в славную Сомму Везувиану, что у подножья самого Везувия, где мне предстояло прожить какое-то время.
Я с интересом, практически с открытым ртом, озиралась по сторонам: тесные улочки, бельевые верёвки, натянутые между домами, горшки с цветами, выставленные на улицу, открытые настежь окна приземистых, расширенных снизу домишек, выложенных преимущественно из дикого камня.
И постоянные возгласы, нередко переходящие в крик. Мне сразу объяснили, что чаще всего это не ссоры, как могло бы показаться, а просто люди что-то обсуждают и в общем-то довольно мирно беседуют. Ну кричат, ну перебивают друг друга – что поделаешь, такой у итальянцев темперамент. Тем более, что это не просто итальянцы – неаполитанцы…
Жили мои земляки в старинной части Соммы, район Казе Мале, что в приблизительной интерпретации звучит как «плохие дома» . Говорят, что Сомма ровесница Помпея, ну того самого, что лавой накрыло. Помпей накрыло, а Сомму только пеплом притрусило, с тех пор и кричат они так, перепугались, видно, здорово (шутка, хотя и злая).
Что действительно ровесница, я сама убедилась. Архитектурными излишествами район не обременён, ну достроили туалеты, у кого не было. А так всё сохранилось почти что в первозданном виде, последний день Помпеи можно было бы просто здесь снимать, без специальных декораций.
Никакого центрального отопления, для тепла – камин или газовая печь специальная. Индивидуальное отопление с котлом в основном в домах новой постройки, что ближе к центру, а здесь всё по старинке. Правда, на каждом углу телефонные кабинки и, представьте, исправные. Только это, да ещё бесконечные ряды припаркованных кое-как (мест для парковок почти нет) машин и трели мобильных телефонов говорят о том, что на дворе всё-таки 21 век…