В оценке компании вам сможет помочь бухгалтер, но лучше всего с задачей справится бизнес брокер или корпоративный финансист, наиболее квалифицированный в данной области.
Чтобы оценить бизнес, в первую очередь обратите внимание на:
1. историю бизнеса;
2. нынешнюю эффективность (продажа, оборот, прибыль);
3. прогнозы на будущее или бизнес-план;
4. финансовое положение (денежный поток, долги, расходы, активы).
Узнайте, почему бизнес продается, не участвует ли компания в каком либо крупном судебном разбирательстве, которое может повлиять на дальнейшую деятельность или развитие. По возможности поговорите не только с продавцом, но также с имеющимися клиентами и поставщиками.
Особенно чутко прислушайтесь к мнению последних. Помимо своего отзыва, они также смогут поделиться с вами информацией о текущих рыночных условиях, могущих оказать прямое или косвенное воздействие на бизнес. Например, если производитель вынужден продавать предприятие в связи с уменьшением прибыли, оценка может быть ниже.
Нематериальные активы
Чтобы оценить бизнес с точки зрения значимости нематериальных активов, нужно как можно больше разузнать о репутации компании, отношениях с поставщиками, имеющихся лицензиях/патентах или интеллектуальной собственности.
Для формирования полной картины о стоимости компании учитываются и многие другие факторы, такие как акции, расположение, активы, продукты, должники, кредиторы, поставщики, сотрудники, помещения, конкуренция. Чтобы объективно оценить бизнес, также следует принять во внимание общий экономический климат и потенциал роста данной отрасли.