Бизнес-план – это признанный инструмент управления, описывающий, кто вы, чего планируете достичь, как собираетесь преодолеть риски и обеспечить отдачу.
Многие предприниматели представляют себе бизнес-план в виде сложного документа, состоящего из сотен страниц. Но в действительности он должен быть кратким и структурированным, предоставляя все необходимые данные для оценки вашего проекта. Нет единой формулы написания эффективного бизнес-плана. Но в нем вы должны показать перспективы предприятия и наличие опыта, навыков и уверенности в себе для реализации задуманного.
Составляющие плана
1. Деловое предложение. Опишите то, что именно вы предлагаете. Спросите себя: кто ваш клиент, какой бизнес задумали, что продаете, каков план развития?
2. Уникальность предложения. Что нового компания или продукт/сервис может привнести в жизнь ваших клиентов?
3. Анализ рынка. Исследования рынка помогут понять потребности клиентов и соответствие предлагаемого товара или услуги. Вы должны будете предоставить информацию о целевом рынке, демографии клиентов, конкуренции и методах сбыта.
4. Основная информация о конкуренции. Узнайте как можно больше о слабостях прямых конкурентов и покажите свои сильные стороны, за счет которых намереваетесь повысить спрос на свой товар или сервис.
5. Организационная структура. Используйте диаграммы, чтобы четко определить роли ключевых управляющих людей и размер организации.
6. Требования HR. Эффективный бизнес-план должен содержать информацию о том, как вы планируете набирать и поддерживать своих сотрудников.
7. Помещения и капитальные товары. Проведите оценку потребностей компании в отношении помещений и капитальных товаров (например, машин и технологического оборудования).
8. Основные финансовые данные. Потенциальные инвесторы хотят видеть ожидаемый доход и источники финансирования, в то время как акционеры ищут перспективу роста цен акций и получения дивидендов. Кредиторы, акционеры и инвесторы хотят видеть факты и цифры, подкрепляющие ваши слова. Обрисуйте прогноз денежных потоков и сумму денежных средств, необходимую для запуска бизнеса с учетом технологий, инвентаря, оборудования, человеческих ресурсов и т.д. Представьте финансовые прогнозы, по крайней мере, на два года вперед, проведите анализ размеров и потенциала рынка.
9. Оно помогает собрать воедино все ключевые позиции эффективного бизнес-плана. Двух страниц для описания важных моментов будет достаточно.
Избегайте этих ошибок
1. Чрезмерная амбициозность. Вы должны суметь оправдать любые предположения или прогнозы.
2. Маскировка финансовых трудностей. Прозрачный бизнес-план является одним из лучших активов для получения доверия банкиров и инвесторов.
3. Предоставление недостоверной информации об управленческой команде или изъянах маркетингового плана.
4. Нереалистичные прогнозы или неполные презентации.