Одесские катакомбы… На реплику парижанина или римлянина, мол, «их» подземные ходы тянутся (о, ужас!) на 300 и 500 км, любой одессит ответит: «Не делайте мне смешно!». Образовавшиеся большей частью в ХIХ — нач. ХХ-го века, катакомбы южной Пальмиры простираются на более чем 2 тыс. км, и эти километры не перестают поражать собой историков, геологов, туристов.
Одесское «мегаподземелье» являет собой уникальное переплетение каменоломен, дренажных и ливневых тоннелей, горных выработок, водяных колодцев, военных бункеров, пещер и подземных ходов. В каменоломнях (их под землей больше всего) добывали камень для строительства, ведя разработку известняка-ракушечника – материала доступного и дешевого. В трещины его массивов забивались клинья, откалывались ракушечные глыбы, их разбивали на более мелкие и впоследствии обтесывали до нужной кондиции. Ломали камень, в общем.
Наидревнейшая часть одесских катакомб – так называемые карстовые пещеры. Палеонтологи просчитали: возникли те почти 4 млн. лет тому назад. Но особую славу, думается, грандиозное подземелье Одессы заслужило благодаря «минам». Так одесситы нарекли ходы, которые прорывались из подвалов домов их жителями. Кто-то в подобных «погребах» и в самом деле хранил продукты и напитки, ну а кто-то…
Разве можно было придумать лучшее место для сбережения контрабанды, чем родные лабиринты? Не удивительно, что катакомбы стали идеальным «малинником» для тех, кто находился по другую сторону закона. Что только не перепрятывалось в этих мрачных ямах и закоулках! Говорят, что именно отсюда переправляли в арабские страны похищенных женщин.
Популярностью пользовались катакомбы и среди тех одесситов, которые не могли себе позволить даже захудалый домик – подземелье становилось для таких людей надежным приютом. И как же, видать, не любила устраивать рейды здешними лабиринтами полиция, а затем чекисты и милиционеры!
Время от времени они рыскали бесконечными ходами, да где там – преступники знали здесь каждую норку и часто оставляли преследователям лишь остатки костра, объедки да надписи на стенах. Гласили те, что не найдет в этих катакомбах никто ни сокровищ, ни счастья, и в какую сторону ни пойти – всюду лишь темень черная и беспросветье.