Антонио ВИВАЛЬДИ (1678—1741) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, дирижер, педагог (скрипка и пение). Обучался игре на скрипке у своего отца Дж. Вивальди, теории музыки – у композитора Дж. Легренци. С 1714 года до конца “своей жизни преподавал пение и вел класс скрипки в Венецианской женской консерватории («Оспелале дела пиета»), где также дирижировал оркестром и хорами. Вивальди был человеком кипучей творческой и организационной энергии. Он был выдающимся оперным и инструментальным композитором своего времени. Его перу принадлежит около сорока опер на исторические, мифологические, нравственно-поучительные и другие сюжеты на либретто известных итальянских писателей.
Оперы Вивальди шли во всех крупных городах Италии; в одной лишь Венеции состоялось более 20 постановок опер Вивальди, в которых он принимал самое деятельное участие, не только дирижируя спектаклями, но и режиссируя их, проходя с певцами сольные партии, подбирая исполнителей, многих из которых он сам, как педагог, подготовил к сценической деятельности. Со своими ученицами-певицами Вивальди разъезжал по Европе с концертами. Названия опер композитора свидетельствуют о широте его духовных интересов («Тамерлан», «Коронация Дария», «Филипп – царь Македонский», «Мессинский оракул», «Торжествующая добродетель» и др.). Они не пользовались у современников слишком громким успехом, но составили заметный вклад в развитие итальянского и, шире, европейского оперного искусства, оказав значительное влияние на творчество изучавших их композиторов Италии, Франции и Германии. Еще более существенную историческую роль в развитии музыкального искусства сыграло инструментальное, в частности скрипичное, творчество Вивальди. Он не только был выдающимся виртуозом-скрипачом, чье исполнительское искусство завоевало широкое признание современников композитора, но и выступил как преобразователь жанра сольной скрипичной литературы, создав в ее рамках сольный скрипичный концерт, новаторски выделив скрипку из состава ансамблевого концерта для ряда инструментов и противопоставив солирующей скрипке самостоятельную партию симфонического оркестра. Трехчастный цикл концерта для солирующих инструментов (виолончели, рояля и др.) обязан рождением Вивальди как своему родоначальнику. В обширном творческом наследии Вивальди, кроме опер и концертов для одной, двух, трех и четырех скрипок, мы находим концерты для других инструментов оркестра, кантаты, трио-сонаты, сонаты для скрипки, много произведений церковной музыки. Цикл из четырех концертов Вивальди «Времена года», с развернутой текстовой программой, представляет собой один из ранних прогрессивных образцов программной музыки, перекликаясь по тематике со знаменитой ораторией «Времена года» великого венского классика Иосифа Гайдна. Каждый из двух творческих подвигов Вивальди – оперного и инструментального композитора – мог бы составить по отдельности славу музыканта-творца. Добавим, что к тому же Вивальди был католическим аббатом, у которого немало времени отнимали обязанности церковной службы. Для того чтобы прийти к тому творческому итогу, который ясен по наследию композитора, он должен был постоянно находиться во власти творческой одержимости. Гольдони рассказывает в своих мемуарах, что Вивальди был известен в своем родном городе более под прозвищем «рыжий поп», чем под своим настоящим именем. Сохранилось предание, что Вивальди сочинял свои оперы, даже держа в руках молитвенник. Однажды в разгар мессы Вивальди ушел в алтарь, чтобы срочно записать пришедшую ему в голову музыкальную тему; это стало известно церковному начальству, и Вивальди отделался от более строгого наказания запрещением служить мессы. Многие сочинения Вивальди до сих пор не утратили своей свежести, и к ним обращаются в своей педагогической и исполнительской деятельности современные нам скрипачи.