Недавно мы опубликовали первую часть интервью с Михаилом Королевым – героем современной модной фотографии в России. Сегодня, как и обещали, представляем его окончание. Во второй части Королев рассказывает о своей работе и отношении к плагиату.
О РАБОТЕ
— Как у вас складываются отношения со стилистами?
— Я стилистам искренне сочувствую, это очень тяжелая профессия. В идеале стилист вместе с фотографом придумывают тему, хотя ее может придумать и вся редакция. Стилист пишет некий сценарий и рисует некие условные раскадровки. Это очень помогает на съемках, чтобы не делать тысячу вариантов. Если снимать «просто так», то велика вероятность, что в журнале на развороте одна картинка не подойдет к другой, они просто не состыкуются.
— При этом окончательные решения принимает фотограф?
— Я не думаю, что кто-то должен доминировать, хотя главный, конечно, фотограф, потому что он отвечает за все. Когда фотографии публикуют, то, если они удались, говорят, что стилист хорошо поработал. Но если съемка провальная, про стилиста не вспомнят, будут ругать фотографа. В моей практике, конечно, были разные случаи – хороших стилистов у нас так же мало, как и фотографов. Часто приходится делать всё самому. Но я хочу, чтобы в работу были включены все, кто имеет к этому отношение. Чем больше людей, тем больше вероятность получить неожиданный результат. Можно сколь угодно любить свои мозги, но надо отдавать себе отчет, что они не беспредельны, и если подключить еще одни, наверное, хуже не будет. Я люблю, чтобы на моей площадке работали в полной мере и стилист, и визажист, и модель. Когда все умеют работать и работают, тогда получается что-то такое… исключительное. А хочется, чтобы исключительное было всегда.
— Стиль Михаила Королева уже сформировался?
— Нет! Когда это случится, я застрелюсь. Я даже стараюсь не повторять удачные моменты из моих прошлых работ, постоянно ищу что-то новое. Я очень уважаю фотографа Питера Линдберга, он гений. Но его стиль сформировался абсолютно. Я восхищаюсь его работами и узнаю их всегда, но от них уже становится скучно. Снимать все в одном стиле – это неплохой прием для того, чтобы сделать себе карьеру. Скажем, надеть на объектив желтый фильтр, чтобы говорили: «А! Это тот парень, который все желтое снимает! Да, мы узнали его». Тебя будут узнавать, твоя фамилия, неважно в каком контексте, будет звучать, и это отличный движитель карьеры. Но мне так не хочется. Хочется по-честному.
— Что для вас искусство фотографии на сегодняшний день?
— Очень сложный вопрос. Конечно, сейчас такая диктатура моды, что о другой фотографии говорить практически не приходится. Попытки чистого искусства уже редко можно увидеть, и большей частью они выглядят так жалко, беспомощно и уныло… Сейчас, мне кажется, есть некий мировой кризис идей. Открытий ярких, подобных тем, что сделали Ньютон, Ричард Аведон, сейчас нет. После прошлого биеннале корреспондент одного очень продвинутого голландского журнал Dutch приезжал в Россию в поисках людей, у которых есть свои идеи. Не хочу особо хвастаться, но пришел ко мне. Сказал: «Идеи твои дурацкие, но все же твои». Мне было отчасти приятно.
— Вы пользуетесь «цифрой»?
— Пока разведываю, что это вообще такое. В качестве записной книжки это очень удобно – кастинги, поиск location. Изображения моделей или места, где хочешь снимать легко передать по интернету – экономит кучу времени. Наверное, со временем перейду на цифру, но я не думаю, что это значительный момент для фотографов. Это важно для производителей техники, лично мне на это наплевать. Я считаю, фотограф – это прежде всего мозги, взгляд. Заряженная в фотоаппарат плёнка, или пластина, на которую всё записывается, значение не имеют.
О ПЛАГИАТЕ
— Считаете ли вы, что в фотографии допустим плагиат?
— Плагиат существует, конечно, хотя я сам его не очень люблю. Например, несколько брэндов использовали в своей рекламе битое, простреленное стекло. Что это? Или они воруют друг у друга идеи, или же их мысли чудесным образом совпали. Коли уж там, в цивилизованном мире, крупнейшие Дома моды занимаются плагиатом, нам, наверное, сам Бог велел, хотя мы стараемся воздерживаться и придумывать что-нибудь своё. В плагиате ничего страшного нет, все зависит от результата.
Даже пытаясь воспользоваться чужой идеей, практически невозможно повторить снимок. Фотография – это вещь, сложно поддающаяся каким-то измерениям. Даже если делать копию с простой композиции, никогда не получится ничего похожего. Будет видно, конечно, откуда заимствовано, но фотография будет совершенно другая. Занимаясь плагиатом, можно, во-первых, обогнать первоисточник и сделать что-то гораздо лучше, хотя и воспользовавшись чужой идеей, можно, наоборот, сильно проиграть, а можно сделать и просто совсем другое. Я ухожу от плагиата, но иногда, вдохновившись чей-то идеей, делаю свою картинку. Годится любой прием, если в результате ты выигрываешь, если твоя картинка будет хороша. И не важно, кто ее делал, при помощи кого. Хоть найми кого-нибудь и снимай.
Оливьеро Тоскани, снимавший для Benneton, когда у него спросили «Вы сами нажимаете на кнопку фотоаппарата или нет?» не понял вопроса, потому что это не имеет значения. Это как режиссер в кино – фотограф должен сделать это – съемку, выдать конечный продукт. Как – не важно. Сам, при помощи помощников, или нанять другого человека, чтобы тот снимал, если самолюбие фотографа-«заказчика» не пострадает от этого… В принципе, это не имеет значения — плагиат, не плагиат… Если в фотографии не будет изюма, какой-то искры, то съемка будет провальной. Лишь бы результат был превосходным… Победителей, как известно, не судят.
О ЖУРНАЛАХ
— С какими журналами вы предпочитаете работать?
— Я люблю работать с журналом l’Officiel, потому что этот журнал дает больше свободы. То есть не ставит задачу досконально продемонстрировать ту одежду, которую по версии журнала нужно носить в этот сезон. В нем очень много внимания уделяется именно фотографии. Вообще, чем дальше от каталога и ближе к необычным съемкам, тем интереснее. До сих пор некоторые наивно полагают, что люди приходят в бутик из-за той кофточки, которая одета на модели. Но fashion-съемка, fashion-story – это ведь не для того, чтобы рассмотреть ту или иную вещь из новой коллекции. Люди приходят в бутик не за конкретной вещью, а потому что им нравится настроение, общий стиль брэнда.
[fds_image num=5 zoom=2 align=right]- Вы можете привести пример подобной «необычной» фотосъемки?
— В прошлом году в журнале The Face была роскошная съемка моды, я считаю ее хоть и абсурдной, но идеальной. Там у двух моделей была полуэротическая то ли возня, то ли драка в грязи. Черно-белые фотографии, на которых все заляпано грязью. Модели валялись в ней, рвали друг на друге одежду, и невозможно было понять, что на них одето. Конечно, внизу страницы было написано, какие брэнды представлены, указаны цены, совершенно баснословные. Но не видно было ни фасончика, ни пуговичек, был виден только стиль. Вот это да, это интересно.