Контроль за течением патологического процесса со стороны глаз в большинстве случаев возможен только офтальмологический, поскольку у этих больных другие проявления ревматоидного процесса, как правило, отсутствуют. В тех же случаях, когда имеются признаки активности по клиническим или лабораторным данным, не всегда наблюдается четкий параллелизм, например, по суставному и глазному синдрому. Затихание увеита характеризуется уменьшением числа и величины преципитатов, переходящими в ликвидацию отека эндотелия и уменьшением или даже отсутствием отека в стекловидном теле.
Если речь идет о поражении заднего отдела сосудистой оболочки, то должны исчезнуть отечность у диска, рассосаться кровоизлияния и наступить рассасывание очагов или произойти их рубцевание.
При наступлении таких явлений можно условно судить об отсутствии активности процесса на данный период времени. Напротив, по мере активации процесса выявляется отечность эндотелия и стекловидного тела. При задних увеитах признаки активности выражаются в высыпании новых очагов, появлении экссудации у диска или на самом диске, кровоизлияний и, наконец, экссудативной отслойки сетчатки.
Активность процесса чаще исходит из переднего отдела глаза, поскольку и сами передние увеиты встречаются намного чаще (соотношение приблизительно 7:1). В заключение необходимо отметить, что текущий ревматоидный процесс с периодами обострений и ремиссий делает картину ревматоидного увеита весьма пестрой, и нередко бывает чрезвычайно трудно разобраться, — речь идет о текущем процессе или же офтальмологическая картина обуславливается предшествующими изменениями.