Развитие ребенка в 6 месяцев. За шестой месяц своей жизни ребенок вырастает еще на 1 — 2 сантиметра и прибавляет примерно 600 гр. веса. Его развитие постепенно идет от простого к сложному. Если к моменту рождения малыш обладает уже полным комплектом нервных клеток, то теперь , с течением времени, все больше увеличиваются связи между этими клетками. Одна клетка может решить одну маленькую задачку, а уже группа нервных клеточек, объединенных между собой, способна решать сразу несколько маленьких или одну большую задачу. Например, не просто уже поднять руку или почувствовать солнечный свет, а поднять руку, чтобы защититься от яркого света. А теперь еще и мыслить, и переживать!
В это время ребенок вместе с мамой осваивает самый простой язык жестов, вспоминайте, как выглядят основные обращения и просьбы. Кроха легко способен сразу же отыскать взглядом того, кто обращается к нему по имени, даже если сразу и не видит кто это.
Потому что он уже давно различает голоса всех домашних. Мир звуков для шестимесячного ребенка тоже каждый день приносит открытия и малыш прочно усваивает, что раз все звуки различаются , то и отвечать на них нужно тоже по-разному.
Ребенок реагирует на все звуки в доме, его привлекает даже тихое шуршание или шепот, ему любопытно — какие предметы могут издавать те или иные звуки, поэтому различные «шумные» игрушки у крохи очень популярны. При общении со взрослыми кроха внимательно смотрит в рот говорящего или засовывает свои пальчики, чтобы понять — как же это у них получается)
Лепет ребенка приобретает свои интонации, которые мама, конечно же, уже знает и может с легкостью понять — весел малыш, или недоволен, что он вообще хочет «сказать»: просит игрушку, хочет на ручки, радуется и т.п.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 6 МЕСЯЦЕВ — ЧТО ОН УМЕЕТ?
Ребенок в 6 месяцев уже прекрасно умеет переворачиваться со спины на животик и обратно. А также он, скорее всего, умеет садиться, опираясь всего лишь на одну руку.
Умение держать свое тело сидя, даже и опираясь на руки, это серъезный шаг маленького человечка к следующему этапу в развитии — вертикальному положению. Это как бы вторая ступень после умения удерживать головку, которое малыши осваивают к концу первого месяца жизни.
Малыши в этом возрасте упорно тренируются сидеть самостоятельно: сначала у них это получается делать с опорой на две руки, потом — с опорой на одну руку, а уже вскоре кроха сможет сидеть сам и почти не падать.
Начинается пора исследований — некоторые дети пытаются ползать. Особо ленивые могут еще и не пытаться, но в основном в 6 месяцев ребенку уже так и хочется освоить какой-нибудь маршрут — доползти до игрушки, до мамы, до пульта. Теперь уже малышу не надо выбирать какой игрушкой заняться в первую очередь — он возьмет сразу несколько и будет перекладывать их из одной ручки в другую.
Мама таким образом и может простимулировать ползание ребенка — положить перед ним яркую интересную игрушку, пускай старается достать ее.
При поддержке двумя руками подмышки ребенок стоит, опираясь на кончики пальцев, хорошо держа голову прямо,с легкостью поворачивая ее в нужную сторону — на источник звука, например.
Всем детям в этом возрасте нравится прыгать, «летать» , раскачиваться, кружиться на руках у папы или мамы. К тому же это отлично тренирует вестибулярный аппарат маленького.
Ребенок начинает больше играть в игрушки, они открываются для него с новой удивительной стороны. В сознании ребенка отдельно цвета, отдельно запахи, отдельно тактильные ощущения начинают складываться в единую картину. Из кусочков впечатлений ребенок выносит нечто цельное.
Например, яркое солнышко, зеленая травка, ветерок — это прогулка. Нечто мягкое, теплое, мохнатое — плюшевый мишка. И со взрослыми также, теперь это не отдельно лицо, отдельно руки, отдельно запах , а отдельно голос, а именно вот это лицо, руки и запах — это папа, а вот эти — конечно, мама. И так со всеми, кто часто общается с малышом.
Дети в шестимесячном возрасте хорошо различают мимику взрослых и пытаются ей подражать. Именно у нас они учатся всему : хмуриться, когда сердишься, смеяться, если весело, копировать интонацию голоса.
Многие мамы относятся к ребенку, как к беспомощному и неспособному ни на что существу. В принципе, это пока еще так, но есть моменты, когда ребенку нужно уже дать попытаться сделать что-то самому, это полезно для развития новых навыков. Например, кроха неудобно сел и подмял под себя ножку, не спешите кидаться поправлять положение — пусть ребенок попробует справиться сам. Ребенок пробует вставать, а как сесть обратно на попу — не знает , мама тут же спешит подойти и посадить кроху.
То же самое, если младенец хочет заполучить игрушку, до которой надо доползти, она лежит на другой стороне одеяла, на котором малыш играет на полу. Вместо того, чтобы просто подвинуть чаду игрушку, дайте ему возможность самому подумать, как можно добиться цели.
Конечно, если ребенок отчаивается и психует, любоваться на это не стоит — окажите маленькому помощь.
В этом возрасте не забывайте о безопасности крохи — не оставляйте его одного в ванне, на поверхностях диванов — кроватей, в столике для кормления.
Можно научить кроху слезать с дивана или кровати безопасным способом — в любой момент пригодится. Подождите, когда ваш юный поползень приблизится к краю дивана, и удерживая его руками, склоните немного вперед над пропастью, произнося волшебное слово «БАХ!» и всем видом дайте понять, что это очень опасно. Потом разверните малыша ножками к краю и постепенно передвигайте его ниже к полу, пока он не соскользнет, приговаривая — » как надо слезать с дивана? вот так — ножками, сам ( сама) » Тон вашего голоса должен быть уверенным и спокойным, для контраста с предыдущим «БАХ!». Поступайте так каждый день несколько раз, постепенно отводя ребенку все более главную роль , и через неделю-другую ваш ребенок научится безопасно покидать диван.
Да и вообще ребенок в 6 месяцев изучает мир еще и с помощью пробы предметов «на зубок», он жует, мусолит и тянет в рот все, что ему попадается, а это может быть небезопасно. К тому же у малыша режутся зубки, это еще одна причина тащить все в рот. Следите, чтобы в поле деятельности крохи не попали потенциально опасные предметы, лучше окружите его специальными и безопасными игрушками.
Пора в это время и задумываться о прикорме. Пусть вначале чадо будет не столько есть, сколько знакомиться с новыми вкусами и ощущениями. Давайте ему сушки, галеты, яблоки с твердой, не крошащейся мякотью, предварительно очищенные — это и отличный массажер для десен, кстати.
ВАШЕ ОБЩЕНИЕ.
Разговаривая с младенцем, произносите слова медленно и отчетливо, не проглатывайте части и окончания слов. Так малыш учится различать звуки, знакомые и незнакомые слова. Не общайтесь односложно, пусть ваши предложения будут распространенными, сюсюкать тоже лучше не всегда, начав говорить, ребенок будет подражать вашей речи, вашей манере. То есть будет отчетливо проговаривать слова и правильно строить предложения.
Разговаривайте с ребенком постоянно, рассказывайте ему что вы делаете, что его окружает, и что он чувствует сейчас — тепло, холодно, мягкий, жесткий, пушистый, яркий, большой, маленький и т.д.
А укладывая кроху спать обязательно пойте ему колыбельные песенки, и плевать ему, что у вас нет голоса или слуха, или и того и другого, здесь имеет значение сам исполнитель — родная мама, которую малыш так любит. Ее ласковая интонация, спокойный, убаюкивающий ритм, нежные поглаживания — это создает психологический комфорт младенца.
ВАШЕ ОБЩЕНИЕ.
Разговаривая с младенцем, произносите слова медленно и отчетливо, не проглатывайте части и окончания слов. Так малыш учится различать звуки, знакомые и незнакомые слова. Не общайтесь односложно, пусть ваши предложения будут распространенными, сюсюкать тоже лучше не всегда, начав говорить, ребенок будет подражать вашей речи, вашей манере. То есть будет отчетливо проговаривать слова и правильно строить предложения.
Разговаривайте с ребенком постоянно, рассказывайте ему что вы делаете, что его окружает, и что он чувствует сейчас — тепло, холодно, мягкий, жесткий, пушистый, яркий, большой, маленький и т.д.
А укладывая кроху спать обязательно пойте ему колыбельные песенки, и плевать ему, что у вас нет голоса или слуха, или и того и другого, здесь имеет значение сам исполнитель — родная мама, которую малыш так любит. Ее ласковая интонация, спокойный, убаюкивающий ритм, нежные поглаживания — это создает психологический комфорт младенца.
Большие надувные мячи или игрушки очень нравятся крохам. Купите такой мяч и играйте с ним, катайте, подбрасывайте, пинайте вместе.
Возьмите широкую атласную ленту, сложите края ( начало и конец), но не сшивайте, а пришейте липучку. На одну сторону ленты вдоль всей поверхности пришейте разные предметы: пуговица, бантик, бусина, всякие картинки. Затем закрепите ленту на бортике кроватки и застегните липучку. Ребенок будет тянуть за пуговицу, например, а лента будет прокручиваться и менять картинки и предметы, и так без конца.
Играйте в сюжетные игры с помощью кукол и зверюшек, катайте машинки, стройте домики из крупных кубиков — их так интересно рушить!
Перекладывайте различные мелкие предметы из одной емкости в другую, открывайте и закрывайте крышки баночек и коробочек. Все, что ребенок видит, он вскоре попытается сделать сам.
Чтобы ползающий ребенок не нанес ущерба ни себе, ни дому, лучше всего все домашнее хозяйство подстроить под малыша. Все ценные вещи и электроприборы разместите на высоте или в закрытых шкафах, куда крохе нет доступа. Острые углы закройте накладками, розетки — заглушками, провода уберите за мебель.
Ребенок, который до сих пор лежит в пеленках, находится в полной безопасности, но не развивается. Поэтому выучите с крохой одно емкое слово, обозначающее опасность, например,»бух», «нельзя», «стоп», чтобы постараться сократить количество синяков и шишек, когда малышу что-то угрожает. Повторяйте его, когда дите падает, или ударяется, постепенно кроха начнет улавливать ассоциацию и понимать, что кое-куда лучше не лезть.
Таким образом, ребенок в 6 месяцев: узнает голоса и образы знакомых людей понимает простейшие жесты и слова пытается достичь недосягаемого предмета пытается самостоятельно вставать берет предметы всей ладонью бросает один предмет, если надо взять другой перекладывает игрушки из одной руки в другую произносит слоги «ма-ма», «ба-ба», «дя-дя» и подобные пытается подражать речи взрослых самостоятельно держит поильник или бутылочку пытается или уже сидит без поддержки немного проползает небольшое расстояние
ЧТО МОЖЕТ НАСТОРОЖИТЬ МАМУ?
если к концу шестого месяца ребенок не может сам проползти небольшое расстояние, чтобы дотянуться до игрушки не пытается сам садиться плохо удерживает равновесие в положении сидя не умеет перекладывать игрушки из руки в руку