Возможность точно предсказать объем продаж очень важна для определения того, когда ваш бизнес начнет приносить прибыль. А это принципиально значимый показатель для получения финансирования. Рассчитать точный прогноз продаж для бизнес-плана при отсутствии собственных исторических данных очень трудно. Для достижения объективных результатов необходимо задействовать ряд источников.
1. Используйте отраслевые издания.
Эти данные помогут оценить обороты тех, кто уже обосновался в вашей сфере. Большинство торговых групп могут предоставить большие объемы сведений, но за них наверняка придется заплатить.
2. Посетите публичную библиотеку.
Это бесплатный и доступный ресурс статистических данных. Посоветуйтесь с библиотекарем, он поможет вам подобрать конкретные актуальные источники информации.
3. Поговорите с профессионалами.
Стремитесь познакомиться с людьми, работающими в нужной отрасли. Они вряд ли дадут вам подробную финансовую информацию, но наверняка не поскупятся на рассказ об общих данных и текущих тенденциях отрасли. Лучше обращаться не к прямым конкурентам, а к тем, кто находится за пределами вашего района деловой дислокации.
4. Поговорите с поставщиками.
Если вы покупаете продукт у производителя, поговорите с ним о продажах. Ваш успех в его интересах. Поставщики обладают массой информации о промышленности, что поможет вам рассчитать точный прогноз продаж. Но будьте осторожны. Производители мотивированы продать товар, поэтому они могут сказать то, что вы хотите услышать.
5. Сосредоточьтесь на расходах.
Их гораздо легче прогнозировать, чем доходы. По мере приближения даты запуска бизнеса вы наверняка будете точно знать сумму затрат на аренду, коммунальные услуги и другие постоянные издержки. Сложнее составить прогноз затрат на рекламу и лицензионные сборы. Удвойте заложенную сумму на маркетинг, юридические услуги, страхование и лицензирование, потому что эти расходы традиционно выше, чем первоначально предполагает бизнесмен.
6. Сделайте два прогноза продаж.
Есть мечты, а есть суровая реальность, поэтому необходимо сделать два прогноза продаж для бизнес-плана. В консервативном варианте заложите небольшой маркетинг, низкие ценовые ставки, минимум или полное отсутствие специалистов по продажам. Агрессивный прогноз должен предполагать несколько ценовых точек, комплексную маркетинговую стратегию и команду продавцов. Истина же по своему обыкновению оказывается где-то посередине.